Фальцет - путеводитель по головному звуку

У человека есть два основных певческих регистра - грудной и головной. Головной регистрw называется фальцетом. Фальцет - это второй по важности регистр после грудного, но он имеет большое значение, поскольку довольно часто используется в песнях, расширяет диапазон и вокальную палитру и позволяет овладеть такими приемами, как йодль и микст. Хорошо поставленный фальцет можно использовать как эффектное украшение, чередуя его с грудным звуком.

Я расскажу про механику фальцета, его применение, тренировку и основные ошибки, а внизу вы найдете список песен, в которых используется фальцет.

Фальцет - что это такое?

Фальцет (head voice) — это один из регистров мужского и женского голоса, перекрывающийся примерно на одну октаву с основным голосом, грудным (chest voice).
В настоящее время считается, что у людей четыре регистра голоса: фрай, грудной регистр (модальный), головной регистр (фальцет) и свистковый регистр.
Самый главный и основной рабочий регистр в эстрадном вокале - грудной. Второй по важности регистр - головной (фальцет). Затем идет фрай, который используется как прием и как основа для расщепления (дисторшна). Последний и самый редкоиспользуемый регистр - свистковый, им в обучении можно пренебречь.

Фальцет - это "головной" регистр. Его так называют, потому что в нем голос имеет только головной резонанс, а грудного не имеет, и в нем нет низких частот и вибраций в грудной клетке. Типичный фальцет, как правило, имеет характерный придыхательный и флейтоподобный звук.
Как понять, что вы перешли на фальцет? Попробуйте начать постепенно петь снизу вверх. В какой-то момент вам станет неудобно, слишком высоко, голос как будто "сломается" и перейдет на легкий и слабый звук. Это и будет фальцет.
Если вы его никогда не тренировали, то у вас получится слабый, неустойчивый и расфокусированный звук, бедный обертонами. Но если над ним поработать, он может стать более полнозвучным, стабильным и очень красивым.

Анатомия фальцета

Главная анатомическая особенность фальцета - голосовые связки смыкаются только внешним слоем, а мышечное тело связки остается относительно расслабленным, то есть, она не участвует в фонации всей своей структурой, всей массой. Из-за этого фальцет обеднен тембрально по сравнению с грудным голосом. Если про грудной голос можно сказать, что он "жирный" и "мясистый", то про фальцет так не скажешь при всем желании. Обычно его характеризуют как "нежный" звук, "воздушный" или "тонкий".
Влияет и то, что при фальцете голосовые связки смыкаются не полностью, оставляя посередине небольшое отверстие, через которое проходит воздух, а вибрируют, преимущественно, края связок. В отличие от грудного голоса, где вибрация явно ощущается в грудной клетке, фальцет даёт ощущение вибрации в лице и голове, поэтому фальцет и называют “головной звук”, “голова”. Если фальцет у вас не поставлен, то он может быть настолько слабым, что у вас не будет вибрации вообще нигде, и головная вибрация придет чуть позже с тренировками.

Техника и обучение

Чтобы научиться петь фальцетом, вокалистам необходимо развить контроль над связками и вокальной позицией. Это требует практики и, часто, руководства педагога, который поможет быстрее и правильнее поставить голос. При постановке фальцета рекомендуется заниматься резонансом, близкой позицией звука, атакой звука и вокальной опорой.

Чтобы найти фальцет, можно изобразить речь ребенка, представить, что вы оперная певица или собака, которая воет на луну. Либо просто начните петь снизу вверх, пока вам не станет неудобно и голос не "сломается", перейдя на легкий слабый звук. Сделайте это, положив ладонь на грудь. На нижних и средних нотах вы будете чувствовать вибрацию в грудной клетке, а когда голос перейдет на фальцет - вибрация пропадет.
Если вы нашли у себя фальцет, предлагаю вам проверить позицию звука во рту, а ниже вы найдете упражнения для тренировок.

Базовая позиция при фальцете:
Рот: в среднем положении, верхняя губа немного приподнята
Мягкое небо: обычно приподнято
Гортань: в нейтральном положении либо приподнята
Язык: в нейтральном положении
Нижняя челюсть: в нейтральном положении или чуть впереди

Упражнения на развитие фальцета

1. Губная трель (Lip trills) и трель языком
Расслабьте губы и издавайте звук, будто вы делаете "мотор" на губах, поддерживая звук опорой (прессом). Поднимайте и опускайте интонацию, делая трели снизу вверх и обратно.
Трель языком на звук “Рррррр” делайте так же - снизу вверх, сверху вниз.
Пробуйте сделать трели так высоко, как только сможете.

2. Сирены (Sirens)
Начните с низкой ноты, используя свой обычный голос, и плавно скользя вверх по нотам, как сирена, перейдите в фальцет. Затем так же плавно спускайтесь обратно.
Чтобы понять, что вы точно находитесь в регистре фальцета, можно изобразить паровозный гудок, он будет по звучанию примерно такой, как нужно петь сирены.

3. Упражнения на стаккато
Практикуйте короткие, отрывистые звуки на фальцете, что поможет укрепить вокальные связки и улучшить контроль. Стаккато можно петь по аккордовым звукам вверх и вниз. Проще всего - по тоническому трезвучию (до-ми-соль-до-соль-ми-до). Чуть сложнее - по септаккорду (до-ми-соль-си-соль-ми-до).

4. Упражнения на крещендо и диминуэндо
Начните петь ноту тихо, постепенно увеличивайте громкость и снова делайте звук тише. Это упражнение помогает развить контроль над динамикой голоса. Можно петь просто на гласные или на любые слова.

5. Выразительно читайте скороговорки, стихи или тексты на фальцете
Старайтесь сделать голос звонким, будто вы выступаете в большом зале. Это поможет лучше концентрировать звук. Начните с фразы “Меня зовут Незнайка, от меня вам - балалайка!”

6. Октавные прыжки
Пойте ноту или фразу в вашем обычном грудном регистре, затем быстро перейдите на ту же ноту или фразу октавой выше на фальцете. Это поможет разработать способность быстро переключаться между регистрами, не теряя позицию звука.

7. Прочее
Подавляющее большинство упражнений, которые поются грудным голосом, "на груди", вы можете отрабатывать и фальцетом. Таким образом, вы научитесь владеть фальцетом разнообразно - сможете петь легато и стаккато, крещендо и диминуэндо, мелизмы, акценты (баунс), сделаете себе красивую фразировку в обоих регистрах и сильно прибавите в технике.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.

Типичные ошибки при обучении фальцету

Теряется опора звука
Может казаться, что для такого маленького и компактного звука опора не нужна. Это заблуждение. Чтобы фальцет управлялся и звучал красиво, опора нужна не меньше, чем в грудном регистре. Более того - чем тише вы поете высокий фальцетный звук, тем сильнее и искуснее нужно работать вокальной опорой (мышцами корпуса). Потому что на тихом маленьком звуке очень хорошо слышно все погрешности, и его нужно идеально удерживать мышцами.

Многие люди на фальцете начинают петь совсем пассивно и тихо, прячут голос так, что их почти не слышно
Этого делать не нужно. Подача должна быть активной, сконцентрированной, иногда даже сильной, просто по ощущениям у вас не будет такой стены звука, как в грудном регистре. С активной подачей фальцет приобретет качество и энергетику.

На фальцете люди часто пренебрегают позицией
Кажется, что если звук маленький, то можно особо не работать, рот не открывать, слова не произносить и так далее. Это тоже заблуждение. Правильно - относиться к фальцету так, что это полноценный звук и полноценная вокальная работа. Нужно активно работать артикуляцией, широко открывать рот и верхнюю губу, чтобы звук был чистый, без фальши. Выразительно произносить слова, обращать внимание на атаку звука, она может быть разной - и жесткой, и мягкой.

Фальцет часто путают с субтоном из-за того, что фальцет у начинающих звучит мягко и воздушно
Субтон - это тип звучания, когда вы примешиваете к обычному звуку много воздуха. Субтон может быть и в груди, и в голове. А фальцет - это головной звук. Он может быть как субтоновый, с большой долей воздуха, так и плотный, звонкий, опертый.

Тренируйте фальцет регулярно, для его постановки нужно время

Не смущайтесь, если в начале у вас получается странный и слабый звук - это абсолютно нормально, так происходит почти у всех людей, потому что мы не пользуемся фальцетом в обычной речи, и для нас он очень непривычен. Поэтому фальцет может потребовать больше времени для освоения, чем грудной звук. Просто начните тренировать его со старта обучения, и все будет хорошо.
Фальцет - это вполне безопасная техника, на нем практически невозможно испортить голос эстрадным певцам. Проблемы могут возникнуть у академических вокалистов, потому что там головной регистр - основной, но это совсем другая история, и к нам она не относится.

Применение фальцета

Фальцет находит своё применение в разных стилях и жанрах:
  • В современной поп-музыке некоторые исполнители активно используют фальцет, например, Justin Timberlake, Maroon 5, Bruno Mars, Sam Smith, Витас, Дима Билан, Антон Беляев.
  • В рок-музыке плотный фальцет иногда используется наряду с микстом для достижения яркого звучания в кульминационных моментах композиций.
  • В жанре соул и R&B современные певицы любят резко переходить с плотного грудного голоса на мягкий субтоновый фальцет и обратно, добиваясь красивого контраста. Так делают Mariah Carey, Beyoncé, Ariana Grande, Alicia Keys и другие.
  • Фальцет используется в поп-хитах, таких, как "I will always love you" - Whitney Houston, "If I Ain't Got You" - Alicia Keys, "Stayin' Alive" - Bee Gees, "Happy" - Pharrell Williams, "Take on Me" - a-ha и многих других. Без фальцета эти песни сложно представить и спеть, не потеряв в качестве.
  • Фальцет используется в бэк-вокале. Если вы хотите кому-то подпеть вторым голосом или записать в песне подголоски, то они часто поются фальцетом. Также в песнях иногда встречаются маленькие фальцетные кусочки без слов, наподобие "ууу", "аааа", "heeey", которые служат для дополнительного выражения эмоций и придают песням больше чувственности. Эти кусочки бывают во вступлении, проигрышах, в конце песен, а иногда просто разбросаны по композиции.
Таким образом, если вы овладеете фальцетом, вы достигнете нескольких целей: расширите свой вокальный диапазон, сможете исполнять широкий репертуар и хитовые композиции, а также петь подголоски, сможете создать более узнаваемую и индивидуальную манеру исполнения и получите в копилку дополнительный прием, который добавит красок в исполнение.

Использование фальцета в речи

В регистре фальцета можно разговаривать, чисто технически. Но использование фальцета в современной речи - редкость, сейчас это считается вариантом речевого нарушения, функциональной дисфонии. Обычно фальцет применяют в юмористическом контексте (подражают детям, женщинам или героям сказок, мультиков). Однако использование фальцета варьируется в зависимости от культуры. Его использование было отмечено у афроамериканцев, на Юге США и частично в британском английском, а когда я была в Молдавии, я часто слышала, как мужчины и женщины начинают фразу на фальцете, а потом быстро переходят в грудной регистр. Это звучит довольно интересно.
В русской же речи фальцет не практикуется. Понадобиться он может разве что актерам озвучивания и дубляжа.

Список песен, где используется фальцет

"Stayin' Alive" - Bee Gees
"Happy" - Pharrell Williams
"Take on Me" - a-ha
"If I Ain't Got You" - Alicia Keys
"Сry Me a River" - Justin Timberlake
"My All" - Mariah Carey
"I Have Nothing" - Whitney Houston
"Это была любовь" - Дима Билан
"Если в сердце живет любовь" - Юлия Савичева
"Жить в твоей голове" - Земфира