Техники и приёмы современного вокала

В этой статье я постаралась описать все актуальные приемы и техники.

Вы узнаете, сколько их, как они сочетаются между собой и в каких стилях применяются.

Современный вокал непрерывно развивается, и певцы становятся всё более изощрёнными в вокальных техниках. Артисты хотят выразить сложные социальные тенденции, удивить слушателей и пишут все новые и новые песни. Сейчас в вокале смешивается все, что люди придумали раньше.

Зачем вообще учить техники и приемы? Это структурирует обучение, упрощает его и ускоряет. Вы можете быстро понять, как поет известный исполнитель и скопировать любимые песни, либо, имея вокальные инструменты, создать свое уникальное звучание и выделиться на фоне других.

Раньше часто учили петь по принципу "Просто копируй на слух много песен, точь-в-точь как в оригинале, и постепенно всему научишься". Это неплохой способ, но он занимал много времени и работал только у людей с явным вокальным талантом, имеющих отличный музыкальный слух. Сейчас к нашим услугам изученные и описанные техники, которые позволяют практически любому человеку научиться красиво петь в понятные сроки.

Сколько существует вокальных техник и приемов? Разные методики предлагают разное их количество и по-разному называют одни и те же техники, поэтому легко запутаться. Я изучила несколько крупных западных методик, при этом опиралась на советы западных педагогов и учитывала свой опыт изучения и исполнения песен разных стилей. По моему мнению, сейчас в вокале используют от двадцати до тридцати техник и приемов по разным классификациям. Их можно смешивать и комбинировать, получая множество переходных звучаний и оттенков.

Какие техники и приемы вокала сейчас актуальны?

Я составила список и разделила его на три части:
1. Техники звучания, типы звука.
2. Приемы, вокальные украшения.
3. Характерные черты современного вокала.

Характерные черты - это важные моменты, про которые в популярных источниках не пишут или пишут мало, но которые часто встречаются в современных песнях. Половина из них характерна для всех современных песен, и без них вокал никогда не зазвучит "по-настоящему", как у звезд, сколько бы вы ни делали себе тванг или белтинг.

1. Техники звучания, типы звука
Нейтральный звук
Тванг
Субтон
Белтинг
Народный звук
Фальцет
Микст
Вокал край
Спич
Опера
Кербинг
Свисток

2. Приемы, вокальные украшения
Вибрато
Йодль
Подтяги
Глисс, глиссандо
Слайд
Мелизматика
Хмык
Экстремальные приемы - фрай, рэттл, дисторшн

3. Характерные черты современного вокала
Грязные ноты, dirty tones
Акценты, bounce
Речевая интонация
Перетекание с одного звука на другой
Разная позиция гортани
Пропевание согласных

Ниже я описываю каждую технику и прием.

Техники звучания, типы звука

Нейтральный звук — название говорит само за себя. Примерно этим звуком, только тихо, люди напевают песни. Многие считают, что основной звук - это тванг, но тванг еще нужно сформировать. А в нейтральном звуке голосовой аппарат находится в нейтральном положении. То есть, гортань в среднем положении, как при разговоре, а не приподнята, как в тванге. Рот открыт средне, нет носового призвука, в звуке нет большого объема, но также он и не плоский. Ощущение, что звук спокойный и довольно расслабленный.

Таким звуком часто поют рок и иногда поп.

Тванг — это компактный, близкий и узкий звук. Он бывает двух видов: назальный и оральный. В назальном тванге звук яркий и звенящий, потому что идет в носоглотку и резонирует в носовой области, его легко узнать по звону и металлическим ноткам в голосе. В оральном тванге звук идет в ротоглотку, и он не такой звенящий и более теплый по окраске.

Твангом постоянно поют Adel, Sia, Taylor Swift, Miley Cyrus, Rihanna, Christina Aguilera, Beyoncé, Whitney Houston и множество других популярных певиц. Можно сказать, что тванг - это основной звук, которым пользуются в поп-музыке.

Здесь моя подробная статья про тванг: Что такое тванг и как научиться им петь?

Субтон — это мягкий и приглушенный звук, в котором присутствует большая доля воздуха. Он похож на шепот (у некоторых людей возникают ассоциации с сиплым голосом) и часто используется в лаунжевых композициях.

Субтоном постоянно поют Norah Jones, Sade, Sarah Menescal, Karen Souzа, Diana Krall.

Подробнее про субтон в статье: Субтон - техника, которая преображает голос.

Белтинг — это объемный мощный грудной звук, как бы “заваленный назад”. Обычно его используют как дополнительный, чтобы особо выделить отдельные фразы в песне или ноты, хотя есть песни, в который белтингом поется почти вся песня или большие ее куски (целые куплеты или припевы).

Яркие примеры белтинга - это припевы песен The Greatest Showman - Never Enough и Whitney Houston - I Will Always Love You.

Моя статья про белтинг: Белтинг - техника мощного вокала на верхних нотах.

Народный звук — это звук, который находится по позиции примерно между твангом и белтингом. Как бы “недобелтинг”. Он более объемный, чем тванг, но не такой объемный, как белтинг. Он звонкий, с хорошим резонансом и чуть прикрытый. По большому счету, это русский народный звук. Вы удивитесь, но этот тип звука часто используется в современных западных песнях, просто из-за того, что народные ноты перемешаны с другими звучаниями, нетренированное ухо не успевает их распознать и идентифицировать. Нам кажется, что в западных песнях не может быть русского народного звука, откуда он там? Но люди по всему земному шару за много столетий на разных континентах выработали множество похожих звучаний. Поэтому то, что американцы считают вариацией тванга или белтинга - для нас может звучать как “народный”.

Примеры: ноты в Skyfall - Adele, ноты в Simply the Best - Tina Turner, Diamonds - Rihanna, Run to You или I Have Nothing - Whitney Houston.

Фальцет — это головной звук. В нем голос имеет только головной резонанс, а грудного не имеет, и в нем нет низких частот и вибраций в грудной клетке. Типичный фальцет, как правило, имеет характерный придыхательный и флейтоподобный звук, он звучит "бесплотно". Фальцетом пользуются как дополнительной техникой, чтобы переходить на него из грудного регистра и обратно для пущего эффекта. Такие переходы очень любят использовать в песнях в жанре soul, а также поп: "My All" - Mariah Carey, "I Have Nothing" - Whitney Houston, "Happy" - Pharrell Williams.

Больше про фальцет читайте в статье: Фальцет - путеводитель по головному звуку.

Микст — от слова “mixed”, то есть, микс, смешанный. Это звук, в котором смешан грудной и головной регистр. Это почти всегда высокий пронзительный звук. Его используют в тех случаях, когда нужно достать высокие ноты и сделать это громко и с напором, но для грудного регистра эти ноты уже слишком высокие, и “грудью” их достать тяжело или невозможно. А головным звуком эти ноты будут звучать слишком слабо и недостаточно экспрессивно. Тогда и делают микст - смешивают верхние частоты грудного регистра и добавляют к ним головной звук, балансируя на таком миксе. Микст используется в разных жанрах - поп, рок, фанк, рок-н-ролл.

Вокал край — это “плачущий” звук. Он похож на тванг, но не такой плоский, более объемный и округлый, имеет более прохладную интонацию и характерный всхлипывающий оттенок. Обычно используется в поп-песнях про любовь.

Спич — это манера пения, которая очень похожа на разговор. В ней ноты не тянутся, они отрывистые. В русской традиции самое близкое к спич понятие - мелодекламация, когда текст читается нараспев.

Песня в манере спич - L.O.V.E - Nat Cole.

Опера — это округлый академический звук с “зевком”, то есть, приподнятым мягким нёбом. В чистом виде звучание “опера” в эстрадных песнях, конечно, не используется, но в определенной степени - да. Применение - песни из мюзиклов и музыкальных фильмов, некоторые поп-песни с мягким округлым звучанием, песни в романсовом стиле, а также жанр “классический кроссовер”. Также округлый звук встречается в джазовых композициях.

Примеры: “Забери меня” - Мария Чайковская, “Пиросмани” - Тамара Гвардцители, Belle - Notre Dame des Paris, Never Enough - Loren Allred, Per Te - Josh Groban, The Prayer - Andrea Bocelli.

Кербинг — это тип звука из методики CVT. Вне этой методики такой звук обычно классифицируют как разновидность тванга. Это немного ноющий позванивающий звук, но не плоский, а прикрытый, чуть более округлый, чем тванг, и довольно сдержанный. Некоторые люди говорят, что когда слышат кербинг - им кажется, что звук как будто “завернут внутрь” рта, как будто человек поет через прикрытые зубы.
Кербинг используют многие певцы - Mick Jagger, Stevie Wonder, Jimi Hendrix, Bee Gees, Christina Aguilera, Toni Braxton и другие.

Свисток или свистковый регистр — это самый высокий регистр человеческого голоса. Его используют для достижения самых высоких нот, которые находятся выше обычного головного регистра (фальцета). Свисток - это еще более тонкий и легкий звук, чем фальцет, он похож на свист или крики чайки. Применяется редко, с целью показать виртуозность, и осваивать его необязательно.

Примеры: Мэрайя Кэри (Mariah Carey) - "Emotions”, Ариана Гранде (Ariana Grande) - "Imagine”, Бейонсе (Beyoncé) - "Emotion" (Live).
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.

Приемы, вокальные украшения

Вибрато — это прием, при котором голос не тянется ровно, а делает быстрые ритмичные колебания (волны, пульсацию, качки). На каждом колебании одинаково меняется высота тона, это колебание тонов помогает голосу звучать теплее, полнее и более эмоционально насыщенно. Обычно у человека от пяти до семи колебаний в секунду, что считается идеальным диапазоном для красивого вибрато. Вибрато - это взаимодействие дыхания, работы голосовых связок, а также расслабления и сокращения мышц гортани. Оно помогает украсить мелодию, особенно на длинных нотах, где прямой голос мог бы звучать однообразно и напряженно. В современном вокале вибрато используется постоянно. Иногда ноты берут сразу с вибрато, но чаще всего его делают на длинных нотах - начинают петь прямым звуком, а в конце добавляют вибрато.

Йодль — интересная техника, которая берет истоки в народной музыке. Сейчас это модный прием в поп-песнях. В йодле голос делает мгновенный переход между грудным голосом и головным (фальцетом), создавая эффект срыва голоса. Чаще йодль делают из фальцета в грудной голос в начале слова или фразы, немного реже - из грудного голоса в фальцет, когда ноту заканчивают, обычно на концах фраз, получается такой необычный яркий хвостик.

Яркий пример йодля - песня Zombie - Cranberries.

Подтяги (bends) — это техника, при которой певец начинает петь ноту чуть ниже целевой и "подтягивает" её до нужной высоты. В подавляющем большинстве случаев подтяги маленькие - полтона или тон. Этот приём особенно популярен в жанрах, где важна экспрессия и чувственность, например в блюзе и джазе. Но в роке и попе подтяги тоже используются. Они добавляют приятное напряжение во фразы, драматизм и чувственность.

Глисс, глиссандо — похож на слайд, но охватывает больший диапазон нот. Если в подтяге диапазон - обычно полтона или тон (редко до терции), то диапазон глисса, как правило, от терции до квинты и даже октавы. В глиссе голос скользит по нотам, не задерживаясь на них, звук как будто размазывается или “утюжится”, проходя через все промежуточные тоновые высоты. Если это делается снизу вверх с усилением динамики, то получается впечатляющий прием - подъезд к верхней ноте с быстрым и сильно нарастающим эмоциональным напряжением. Глисс зачастую используется прямо перед кульминационной нотой, чтобы сделать ее супер-эффектной и драматичной.

Слайд — это прием, при которой певец плавно скользит от одной ноты к другой по промежуточным звукам. Переход должен быть гладким, без резких скачков, может выполняться как снизу вверх, так и сверху вниз. Слайд часто используется для придания эмоциональности исполнению, особенно популярен в R&B, соуле, блюзе и некоторых направлениях поп-музыки.

Мелизматика — это прием, при котором один слог дополняется очень мелкими и легкими порхающими нотами. Эти ноты являются дополнительными, и они такие быстрые, что не влияют на ритмический рисунок мелодии. Мелизмы чаще используют на концах слов или фраз. Маленькие мелизмы - всего 2-3 ноты, большие в сложных джазовых композициях - до нескольких десятков нот. В поп-музыке мелизмы встречаются довольно часто, чаще всего включают от 2 до 9 нот. Их активно используют в американских песнях жанров поп, соул, рнб. Вообще, мелизмы больше характерны для западной музыки, но и в русских песнях тоже встречаются. Это сложный приём, он демонстрирует вокальную гибкость и мастерство.

Певицы, которые активно используют мелизматику - Mariah Carey, Beyoncé и Ariana Grande. Mariah Carey известна своей способностью исполнять сложные мелизмы, которые стали одной из её фирменных особенностей.

Частным случаем мелизма можно, пожалуй, назвать мордент, когда делают быстрый переход между начальной нотой, соседней нотой ниже или выше, и возвратом к исходной ноте. Различают нижний и верхний морденты в зависимости от направления движения к соседней ноте.

Хмык — прием, когда человек из расслабленного состояния голосовых связок на выдохе с небольшой задержкой резко переходит в звук, и делает это и между словами, и в середине слов, связывая через хмык слоги и фразы. Звук похож на "хм" или "мм", производимый в горле, но более отрывистый и акцентированный.
Звук создается путем быстрого смыкания и размыкания голосовых связок и может дополнительно слегка акцентироваться опорой.

Этот прием встречается в соул, R&B, хип-хопе и поп-музыке, чаще в западной, и придает манере исполнения фирменность и модную актуальность. Очень часто встречается у Christina Aguilera и Adele.

Экстремальные приёмы - фрай, рэттл, дисторшн
Есть много экстремальных приемов, я скажу про те, которые используются в поп-музыке и легком роке. Там чаще всего используется фрай, а затем дисторшн и рэттл.

Фрай (vocal fry) — прием, который создаёт шероховатый трескучий звук, легкую хрипотцу. Также фрай - это тот тихий хриплый голос, которым вы говорите первые слова после пробуждения, потягиваясь в постели. Голосовые связки на фрае расслабленны и вибрируют совсем немного, только начинают вибрацию. Некоторые поп-певицы часто начинают фразы с фрая, например, Adele, Christina Aguilera, Rihanna, Beyonce, Duffy. Фрай проще всего возникает на низких нотах при минимальной вибрации голосовых связок. Это самый низкий регистр голоса, который характеризуется медленным и нерегулярным закрыванием связок, от чего и происходит эффект "треска" или "хрипотцы".

Рэттл (Rattle) — прием, который похож на раскатистое “грррр”, его часто использует Кристина Агилера. Рэттл используют как “подъезд” к нотам, когда требуется показать во фразе силу, агрессию, дерзость.

Дисторшн — звук при дисторшне довольно резкий, металлизированный. Ноты с дисторшном обычно высокие и звучат как соединение сильного чистого звука со скрежетом. Помогает передать страсть, восторг, боль, агрессию. Это очень эффектный, но и самый сложный вид расщепления, потому что нужно уметь отлично контролировать воздушный поток, степень смыкания голосовых связок и степень сжатия ложных голосовых связок (чтобы не перейти в зажим), а также уметь делать эти манипуляции на разных типах звуков, да еще и на высоких нотах, где контроль всех структур усложняется.

Другие экстремальные приемы - скрим, гроул, харш, драйв и т. д. - область уже более тяжелого рока и разных видов металла. Это специфические приемы для любителей тяжелой музыки, и здесь я их рассматривать не буду.

Характерные черты современного вокала

Ниже я описала характерные черты современного вокала, особенно в таких жанрах как поп, рок, джаз и соул. Они отличают современную манеру пения от более классических или академических стилей вокала. И несмотря на то, что это отдельные особенности, а не "большие техники", зачасту именно они придают необходимый стиль и уровень исполнению. Т.е. их лучше знать и уметь применять.

Грязные ноты, dirty tones — это ноты с "грязной" плавающей интонацией. Постоянно используется в джазе, но очень часто встречается и в поп-песнях. Контролируемая грязноватая интонация (чуть выше или ниже, чем нужная чистая нота) придает вокалу приятную напряженность и натуральность, непосредственность, не дает заскучать. Если вы всегда поете очень чисто, то, к сожалению, в современной музыке это может звучать пресновато, поэтому я очень советую привыкать к грязным нотам. Для этого нужно развивать музыкальный слух, потому что просто петь фальшиво здесь не поможет. Чтобы использовать грязные ноты, у вас должен быть настолько хороший музыкальный слух, чтобы вы слышали разницу по высоте в четверть тона (на клавиатуре фортепиано самый маленький интервал - это полтона, то есть, две соседние клавиши).

Акценты, bounce — это, по сути, ударения в словах. Вспомните какого-нибудь лектора в своей жизни, который говорил очень монотонно, и вы, слушая его, засыпали. С пением примерно то же самое. Если вы не делаете акцентов и бесконечно тянете и тянете звук, люди начинают засыпать. Акценты делают вокал живым и выразительным. Акценты - это один из обязательных элементов современного вокала. Они есть в любых песнях, даже самых тягучих и медленных, просто там акценты сильно сглажены. Акценты делаются не только на ударных слогах, но и на безударных, и на сильных долях, и на слабых, а иногда в слове делают несколько акцентов. Это помогает петь максимально выразительно и петь с грувом (грув - это ощущение, что песня “качает”).

Речевая интонация — это основа современной манеры пения. Это значит, что вы относитесь к пению не как к пению, а как к разговору по нотам. При этом звук не тянется постоянно очень чисто и непрерывно, как в академическом (оперном) пении. В нем присутствуют элементы разговорной речи - придыхания, подъезды, акценты, бросания звука на концах фраз, усиление и затухание динамики, колебания звука по высоте. Хочу подчеркнуть, что я не имею в виду манеру Speech, эта манера стоит отдельно, и она еще сильнее приближена к разговору, чем речевая интонация.

У многих возникает вопрос насчет длинных нот и певучих кантиленных песен. Разве там тоже нужно говорить по нотам? В таких песнях ноты будут тянуться, но в начале и конце звука все равно будут присутствовать еле заметные речевые элементы. Чтобы лучше понять, о чем я говорю, вспомните, как говорит живой человек и робот. У робота интонация (высота звука) застревает на одном месте и поэтому звучит искусственно. У человека же голос то поднимается, то опускается, часто в пределах одного слога. Когда мы разговариваем, это происходит непроизвольно, мы не обращаем на это внимания. Так же нужно и петь. Люди, которые этого не делают, обычно слышат, что их вокал какой-то не такой и не похож на современных исполнителей, но не понимают, в чем дело.

Перетекание с одного звука на другой — встречается в современных песнях повсеместно, хотя я ни разу не видела, чтобы это выделяли в отдельный прием. Переходя на следующую ноту, певец периодически вскользь захватывает предыдущую ноту, делая как бы подъезд (вверх) или сползание (вниз) с предшествующего звука. Это придает вокалу разговорную естественность.
Перетекания постоянно встречается в соул-песнях, но и в других жанрах тоже. Подростки и молодые люди, которые воспитаны на современных песнях, иногда улавливают и делают эту вещь непроизвольно, а те, кто постарше и воспитывались на более классической музыке, часто ее не замечают и не используют. Обычно перетекания делаются так мягко и ненавязчиво, что люди не обращают на это внимание и не могут понять, почему их вокал не звучит, как в песнях на радио.

Разная позиция гортани — позиция гортани во время пения может быть высокой, средней (нейтральной) и низкой. Это сильно влияет на окраску звука. Высокая позиция дает более светлый, близкий, плоский и звонкий звук. Средняя позиция - звук более спокойный и прохладный. Низкая позиция - темный глубокий звук. Высокую позицию часто используют в поп-песнях, среднюю - в поп и рок-музыке, низкую - в джазе и время от времени в поп и рок.

Пропевание согласных — в западных песнях постоянно встречается пропевание сонорных согласных (m, n, l, r, j (наш й). В русских песнях этого поменьше, но тоже хватает. Кроме того, певцы иногда застревают на щипящих, свистящих, твердых и звонких согласных - нужно прислушиваться к оригинальному исполнению в каждой песне и не думать, что тянутся только гласные. Пропевание согласных придает дополнительную красоту и делает исполнение более “люксовым”.
После такого внушительного списка возникает вопрос - это что, нужно все это выучить, и только тогда красиво запоешь?! Тут же работы лет на десять! Нет, все осваивать, конечно, необязательно. Сколько техник осваивать - зависит от ваших амбиций в пении.

Мои рекомендации по количеству приемов

Если вам нужна только база, чтобы симпатично петь для себя или в компании, будет достаточно следующего:
Из техник - нейтральный звук, тванг и субтон. Прием, желательно, но не обязательно - вибрато. Характерные черты - акценты и речевая интонация.
Это можно сделать за 3-4 месяца занятий раз в неделю, в зависимости от способностей.

Если вы хотите уровень выше среднего - петь песни разных жанров, выучить хиты, выделяться на фоне других поющих людей или спеть "что-то поинтереснее", то вам пригодятся:
Из техник - нейтральный звук, тванг, субтон, белтинг и фальцет. Из приемов - вибрато, йодль и основы мелизматики. Характерные черты - акценты, речевая интонация, перетекание с одного звука на другой, и возможно, разные позиции гортани.
На такой уровень может уйти примерно год регулярных занятий.

Если же для вас вокал - это серьезное хобби или у вас есть профессиональные цели, то вы можете осваивать все остальное в зависимости от любимого репертуара:
Из техник - народный звук, микст, вокал край, спич, опера, кербинг, свисток. Из приемов - подтяги, слайд, глисс, хмык и экстремальные техники. Характерные черты - все шесть элементов из моего списка.
Для такого серьезного уровня нужно заниматься от двух лет и больше.

Это - условное деление, но его можно взять как примерный ориентир для основного массива популярных песен. Сроки обучения, конечно же, указаны условно, и зависят от индивидуальных способностей.

Набор техник также зависит от ваших музыкальных вкусов. Если вы любите рок, то вам нужно расщепление, микст и подтяги, а мелизматика или низкая позиция гортани скорее всего не пригодятся. Если вы хотите петь гламурный поп и соул, то тогда не обойтись без мелизматики и фальцета. Вы фанат Adele? Делайте йодль. Любите Полину Гагарину? Осваивайте белтинг. Нравится джаз - в обязательном порядке нужны спич, dirty tones и разные позиции гортани. То есть, конкретный набор техник в вашем случае будет зависеть от того, какие песни вы хотите петь, какие у вас любимые исполнители.

Поэтому на индивидуальных занятиях я всегда спрашиваю, что человек любит и намеревается петь, мы составляем плейлист, и я корректирую обучение с учетом вашего любимого репертуара. Я могу разобрать "по косточкам" любую песню и сказать вам, где какие приемы. Мы обязательно тренируемся на занятиях различать в песнях приемы и техники, чтобы вы могли узнавать их сами в других песнях и самостоятельно учить то, что вам нравится.

Конечно, осваивать много техник - это время и труд, но чем больше умеешь в пении, тем больше получаешь удовольствия и больше красивых песен можешь выучить. Кроме того, с хорошим педагогом времени может уйти меньше, чем вам кажется. Например, многие люди считают белтинг очень сложной техникой, а я ставлю его ученикам на занятиях достаточно быстро. Конечно, потом мы его закрепляем и совершенствуем, усложняем, но базовый белтинг часто можно сделать за один урок. Некоторые сложные техники, например, мелизматика, требуют больше времени и самостоятельного оттачивания, но и ее можно освоить на базовом уровне за пару месяцев.

Заключение

Если смотреть на вокал только через призму техник и приемов, то все выглядит довольно просто - вам нужно освоить часть техник и приемов, а затем миксовать их между собой. Можно освоить все, и тогда вы станете технически очень сильным певцом и сможете петь любые песни.

Реальность же более объемна и многогранна - кроме чистых техник и приемов есть их смешивание и бесконечное количество пограничных звучаний и оттенков, есть разные ритмы, темпы, стили, музыкальные штрихи, динамика, фразировка и драматургия, владение эмоциональной палитрой и артистизм, разные жанры и песни разных культур и народов, пение сольно и дуэтом, а также большим ансамблем, вы можете петь под минус или акапелла, а можете под живое сопровождение - гитариста, клавишника или целой группы, а еще можете научиться аккомпанировать себе сами и добраться до сочинения собственных песен.

Но даже если не заглядывать так далеко, можно увидеть, как переход от техник к исполнению реальных песен превращает вокал в магию. В этот момент ваш голос становится проводником эмоций и может выразить всю палитру человеческих чувств. Если вы сами неравнодушны, вы пробудите в слушателях целую гамму эмоций — от любопытства до пронизывающих мурашек. Своим голосом вы можете загипнотизировать и потрясти людей. В этом и есть истинная сила пения - затрагивать душу того, кто слушает вас, самые глубокие струны человеческой души.