Переучивание с академической, хоровой и народной манеры пения на эстрадную

Если вы учились раньше академическому, хоровому или народному вокалу, а хотите петь эстраду, я могу вас переучить.

Хотите петь эстраду?

Каждая манера пения (академическая, хоровая, народная, эстрадная) имеет свои особенности. Когда говорят о переучивании с одной манеры на другую, речь сперва идет о технике, а уж потом о стилистике.

Чем отличается техника в эстрадном вокале? Если говорить коротко, то академический вокал очень аккуратный, там ценится чистота голоса, точность интонирования, кантилена, однородность льющегося звука, которую стараются довести до совершенства. Народный вокал также очень протяжный, и позиция там довольно однородная, хотя используются и некоторые приемы. В эстрадном вокале наоборот, нужна игра тембровыми красками, "грязное" звучание с подъездами, придыханиями, хрипотцой, срывами голоса, отрывистая речевая манера. Чем больше разных приемов вы умеете, тем интереснее звучите.

Я объясню подробнее отличия эстрадной манеры от академической, а внизу дам пояснение для народных вокалистов.

Отличия эстрадной манеры пения от академической

1. Другой рабочий регистр

В академическом пении рабочий регистр - головной, и очень редко и мало используют грудной. В эстрадном пении основной регистр - это грудной, разговорный. А головной регистр - дополнительный, второстепенный, он используется для некоторых приемов.

2. Другая позиция звука во рту и новые вокальные приемы

Звук формируется более горизонтально (плоско), а не строго вертикально.
Субтон, тванг, белтинг, йодль, дисторшн (расщепление), мелизмы, манера speech, dirty tones - это приемы, характерные именно для эстрадного вокала. Они помогают добиться яркого, разнообразного, чувственного звучания. В академическом репертуаре они практически не используются.

3. Другая опора звука и дыхание

В академическом вокале часто используется более высокая опора - звук как бы "подвешивается" на высоком дыхании в области диафрагмы, дыхание расходуют экономно. В эстрадной манере опора и дыхание опускаются ниже пупка. Дыхание более расслабленное, а звук более прямой, в нем гораздо меньше вибрато.

4. Артикуляция и дикция

В академическом пении артикуляция очень четкая и аккуратная, дикция приближена к сценической речи. В эстрадном вокале артикуляция более расслабленная, ближе к разговорной манере, не такая "правильная", что придает звуку естественность и непринужденность. Дикция может быть разнообразной, в зависимости от песни и жанра - от утрированно четкой до размазанной и зажеванной с проглатыванием слогов.

5. Резонаторы

В эстрадном вокале тембры сильно зависят от резонанса, поэтому вокалисты часто играют разонансом, опуская и поднимая гортань, по-разному двигают губами, отправляют звук то в рот, то в нос. В академической манере, напротив, стараются сделать звук максимально однородным и чистым, развивают, преимущественно, округлый головной резонанс с одной позицией гортани.

6. Подача звука

Эстрадное пение более непосредственное, в эстраде постоянно идет игра тембровыми красками, а микрофон позволяет еще более тонко работать с нюансами. В академическом пении подача более каноническая, сдержанная.

7. Ритмика

В академическом пении ритм более ровный и однородный, акцентов немного, и они делаются чаще всего на сильную долю. Если поют синкопы, то они обычно идут звеньями по несколько штук. В поп- рок- и джазовых композициях ритм более рваный, акцентов намного больше, и они часто делаются на слабую долю, резко чередуясь с сильной долей, что рвет сознание академистам и хоровикам. А еще в эстраде постоянно то ускоряются, то опаздывают. С ритмом идет сложная работа, цель которой - наработать грув, ощущение, что песня "качает".

8. Репертуар

Для полного погружения в эстрадный стиль нужно петь соответствующий репертуар и много слушать современную музыку. Это помогает выработать правильное ощущение эстрадного звучания, ритмики, стиля, манеры.

Народная манера пения - особенности, и что с ними делать

Народная манера гораздо ближе к эстрадной, чем академическая. В эстрадном и народном вокале поют в грудном регистре, близким открытым звуком, без зевка. Также у народников более низкое дыхание, и они уже используют некоторые приемы, характерные для эстрады. Поэтому народникам переучиться проще. Но значительная часть работы будет такая же, как с академическими вокалистами - нужно будет освоить дополнительные приемы, разнообразить позицию, научиться двигать гортанью, работать с подачей звука, резонаторами, ритмом и репертуаром.

Мой опыт переучивания на эстрадную манеру пения

Когда-то давно я сама переучивалась с академической манеры на эстрадную, и это происходило долго и тяжело. Я страстно мечтала научиться петь красиво поп, рок, джаз и другие современные жанры, поэтому занималась у разных педагогов, изучала вокальную технику, искала способы, как переучиться быстрей и эффективней. Способы нашлись, и теперь я использую их в обучении других людей. Я собрала много разных упражнений, которые меняют старые привычки звукоизвлечения.

Существует мнение, что если переучиться на эстраду, больше не сможешь петь в прежнем жанре. Это заблуждение. Если захотите, вы сможете после эстрады петь арии, романсы или народные песни. Можно иметь одну манеру основной, а другую - дополнительной. Можно сочетать две или даже три манеры, если научиться чувствовать свой вокальный аппарат. Я иногда пою в компании поп или джаз, а потом вдруг начинаю петь куски из оперы, и люди удивляются, потому что и поп-песни, и опера звучат аутентично.

Переучивание - всё возможно!

Переучивание может оказаться непростым процессом, требующим систематической работы с педагогом и переосмысления всей вокальной техники. С другой стороны, если вы имеете вокальную базу в другом стиле, это тоже плюс - у вас уже есть много навыков, которые пригодятся в эстрадной манере. Переучившись, вы обретете новое, актуальное звучание голоса. Некоторые знатоки даже считают, что люди, получившие в пении и танцах классическую базу, а затем перешедшие в современные стили, обладают особой мелодичностью, пластикой, грацией и вкусом. Так что дерзайте!
Записаться на занятие:
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.