Волнение перед выступлением - как с ним справиться?

В этой статье я предлагаю вам психологическую настройку и практические инструменты, чтобы уменьшить волнение перед сценой и получить максимум удовольствия от выступления.
Волнение перед выступлением бывает практически у всех людей. Избегают его, пожалуй, только профессионалы, для которых выступления перед людьми - это рутина.
Волнение перед сценой бывает мучительным и может испортить все удовольствие от концерта.
Как сделать так, чтобы его не чувствовать и насладиться своим пением и вниманием публики?
Предлагаю вам сперва взглянуть на вопрос с разных психологических ракурсов, а ниже вы найдете 20 практических советов, чтобы почувствовать себя комфортнее и перед выступлением, и прямо на сцене.

Психологическая настройка

Первое, что хорошо убирает страх и позволяет расслабиться - это осознание, что другим людям мы, к счастью, не столь важны, как порой думаем. Это может показаться даже обидным, но представьте себя - много ли вы обращаете внимания на малознакомых людей, на их удачи, на их провалы? Обычно мы поглощены, в основном, собой - своими ощущениями, желаниями, проблемами и переживаниями. Если мы - зрители на концерте, то обращаем внимание на своего спутника, на то, какое впечатление на него производим, обмениваемся с ним мыслями, занимаемся едой и напитками, рассматриваем интерьер, сцену, музыкантов, других зрителей, в конце концов, сидим в телефоне. Артисту достается не все наше внимание, и часто мы начинаем думать о другом почти сразу, как музыкант ушел со сцены.

Вторая важная вещь - это то, что слушатели обычно добрее, чем мы думаем. Я ни разу не видела, чтобы любителя или начинающего артиста на сцене раскритиковали или высмеяли. Зато я много раз видела, как человека, который на сцене переживает или забыл слова, поддерживали аплодисментами, улыбались, старались всячески ему помочь. Люди в зале - это такие же люди, как и мы с вами. Они так же боятся выступлений и понимают, каково вам.

Еще один момент, который ускользает от внимания новичков - люди в зале не являются профессиональными музыкантами, и они обычно даже не слышат, что вы делаете что-то не так. Вам кажется, что у вас сорвался голос и все это заметили - какой кошмар! А в следующем куплете вы сфальшивили - о, ужас! А потом в припеве забыли слова и спели какие-то дурацкие невнятные слоги. Ну все, это полный позор и провал, думаете вы.
Успокойтесь. Люди в зале, скорее всего, ничего не поняли, и им все понравилось.
Если же в зале оказываются профессиональные музыканты, то не думайте, будто, услышав вашу ошибку, они думают: "Агааа! Вот он облажался!". Для музыкантов ошибки - это настолько буднично и рутинно, что они их едва замечают.

Если вы думаете, что профессиональные музыканты - это какие-то святые, которые никогда не ошибаются, вы удивитесь - профессионалы тоже ошибаются на выступлениях, причем часто. Я хожу на концерты и постоянно слышу, как музыкант (порой известный) хотя бы один раз спел или сыграл что-то не то, а порой ляпы бывают и не единожды за концерт. Я знала один успешный кавер-бэнд, в котором вокалист и барабанщик перед каждым выступлением смеялись и на что-то спорили, сорвется ли в этот раз у вокалиста голос или нет.
А вы видели живое выступление звезды Toni Braxton, где у нее сорвался голос? Посмотрите на 2.14: https://www.youtube.com/watch?v=pU2LzuVrqLQ
Для музыкантов ошибки на выступлениях - это банальность и производственный процесс.
Дело в том, что для зрителей несравнимо важнее эмоциональность артиста и общее впечатление от выступления, энергетика процесса, а на мелкие технические ошибки никто не обращает внимания.
Ну что, вам стало немного легче?
Перейдем к практическим советам.

Практические советы

1. Выберите удачную песню, в которой вы будете звучать выигрышно, и удобную тональность.

Выбирайте для первых выступлений песни попроще, делая скидку на волнение.
Если выходите с кавером, я советую взять известную песню, так называемый, хит. Это половина успеха. Известные песни люди любят, начинают улыбаться, подпевать, подтанцовывать, и с такой приятной реакцией зала петь проще. Красивые, но неизвестные песни часто не вызывают у публики яркой реакции, и вам может быть сложнее.
Среди хитов есть несложные песни. Если вы такие не знаете, посмотрите репертуары кавер-групп - там собраны песни, которые любит большинство людей.

Возможно, нужно опустить минус песни на полтона-тон, чтобы вам было комфортно петь. Артисты часто так делают. Вы можете воспользоваться для этого сайтом или приложением, которые я советую в своей статье: Полезные приложения для вокалистов.

2. Постарайтесь получше подготовиться технически.

Если нужно, возьмите консультацию у преподавателя. Я готовлю людей к выступлениям в короткие сроки: Подготовить песню для события или мероприятия.

3. Если забываете слова, то учите их двумя способами: с эмоциональными ассоциациями и без них.

Сначала повторяйте слова, вдумываясь в смысл каждой фразы, с чувственными образами, ассоциациями, запоминая сюжетную линию, рассказывая историю.
Затем повторяйте механически, не вдумываясь в смысл. Зубрите фразу много раз подряд, выговаривая слова утрированно четко - тогда они быстрее запомнятся.
Слова вылетают из головы тогда, когда мы переключаемся с одного режима на другой: с осмысленного проживания текста на механическое произнесение слов и обратно. А если вы учите двумя способами, то слова никуда не деваются, в каком бы режиме вы ни пели. Когда опыта не хватает, на выступлении нас перебрасывает из одного режима в другой - мы то пытаемся проживать смысл песни и артистически ее обыгрывать, то чувствуем волнение, которое нас наполняет и вышибает из головы все смыслы, и слова начинают петься механически.

4. Напишите проблемные фразы ручкой на ладони.

Слова обычно вылетают не везде, а в одном или нескольких местах. Пишите проблемные слова на тыльной стороне руки, ближе к большому пальцу - так вам не придется поворачивать ладонь, и вы можете спокойно посмотреть на руку, даже если в ней будет микрофон - слова будут прямо перед глазами. Некоторые артисты пишут слова крупно на бумаге, а бумагу кладут под ноги около микрофона. Непринужденно или драматично опускают голову в нужный момент, читают текст, поднимают глаза на зрителей - поют дальше.
На выступлениях иногда допускается прикрепить телефон на микрофонную стойку и туда подглядывать. Держатель для телефона легко купить в интернете - на маркетплейсах или в музыкальных магазинах. Набирайте в строке поиска: "держатель для телефона на микрофонную стойку".

5. Порепетируйте песню перед выступлением несколько раз на полтона или тон выше той тональности, в которой будете петь.

Вы почувствуете себя увереннее - будете знать, что точно возьмете высокие ноты, и ваши физические ощущения вам помогут - вокальный аппарат запомнит высокую тональность, и на выступлении в более низкой тональности вам будет легче петь.

6. Обкатайте песню несколько раз в других местах.

Выступите в более простых необязывающих форматах - перед родственниками, друзьями, в караоке, на джемах, на квартирниках. Серьезно, попойте перед бабулей и приятелями, это тоже тренировка, и вы можете обнаружить свои слабые места. На третий раз будет проще, особенно, если выступления будут следовать одно за другим. Когда выступаешь раз за разом - волнение уходит, и сцена перестает отличаться от обычной жизни - настолько привыкаешь.

7. Если вы - девушка, женщина, и будете петь в платье и на каблуках - порепетируйте заранее в сценическом наряде и туфлях.

Порепетируйте не один раз, привыкните к обуви и наряду. Особенно это касается каблуков - с ними смещается центр тяжести, и вы чувствуете тело и вокальную опору по-другому. Выберите устойчивые каблуки. Если каблуки будут непривычные, то на сцене в такой обуви вы скрючитесь, вам будет физически неудобно петь, и вы простоите всю песню в напряжении. Если вы - мужчина, и у вас тоже планируется сценический наряд, порепетируйте в нем заранее хотя бы раз.

8. Если вы будете петь с живыми музыкантами, то порепетируйте с ними заранее.

Если такой возможности нет, то скажите музыкантам на выступлении темп песни. Его можно сказать им перед песней прямо на сцене. Это нужно, чтобы музыканты не заиграли слишком быстро или слишком медленно, и вам не пришлось нестись по ухабам или бесконечно растягивать жилы на высоких нотах. Темп можно определить, воспользовавшись приложением "Метроном" на телефоне. Темп говорится в цифрах, например, 60 или 80 или другое число, которое соответствует вашей песне.

Также ради тренировки можно попеть дома под разные минусовки. Живое сопровождение звучит иначе, чем привычная минусовка, а если вы попоете под разные минусовки, то немного раздвините себе шаблон, и потом с музыкантами вам будет чуть проще сориентироваться.

Если вы будете выступать не под музыкантов, а под минус, все равно полезно попеть с разными минусами, чтобы выйти из шаблона и зоны комфорта. Чем больше непривычного вы сделаете со своей песней до выступления, тем проще вам будет сориентироваться в новой обстановке и овладеть собой на сцене.
Но если вы совсем новичок, недавно занимаетесь и чувствуете себя неуверенно - не надо экспериментировать, лучше закрепите получше один самый простой вариант.

9. Придумайте заранее подводку, которую вы скажете перед песней.

Артисты общаются с залом, произносят так называемые подводки к песням. Если вы скажете короткую подводку с юмором, шутку - вы расположите к себе зал, и петь будет проще. Зрители часто смеются и симпатизируют, когда выступающий с юмором рассказывает про себя, свои неудачи - например, про то, как усердно он готовился к выступлению, и что-то пошло не так. Только не растягивайте рассказ надолго - лучше сказать коротко и насыщенно.
Если ничего особенного не придумали, можно сказать просто: "Добрый вечер, друзья! Как ваше настроение? Я хочу спеть для вас сегодня замечательную песню "Название песни". Или что-то типа того - пара простых дружелюбных фраз.

10. Прямо на сцене перед выступлением не торопитесь и подготовьте себе пространство.

Спокойно отрегулируйте микрофон, установите его на удобной высоте. Проверьте, что ножки микрофонной стойки вам не мешают, если мешают - поверните так, чтобы было удобно. Уберите лишние шнуры, посмотрите вокруг, убедитесь, что вам комфортно на сцене и вы можете свободно двигаться, шагать, если понадобится. Это важно. Вам должно быть комфортно, иначе всю песню вы будете скованы. Вы можете совершенно спокойно подготовить себе сценическое пространство, это выглядит профессионально.

11. Возьмите на сцену бутылку воды или стакан с водой.

На сцене часто хочется попить, когда в горле пересыхает. Можно пить прямо на сцене между песнями или в проигрыше - артисты часто так делают. Воду можно поставить на пол около микрофона.

12. Если вы вышли на сцену, и вас трясет, дрожит голос, колени - облегчите себе начало песни.

Закройте глаза, возьмитесь обеими руками за микрофон и сосредоточьтесь на музыке. Покачивайтесь или отбивайте такт ногами, бедром, похлопывайте себя рукой по бедру в такт музыке - это скроет дрожь в коленках и поможет вам расслабить мышцы. Начните петь тише, чуть дальше от микрофона, более отрывисто, в более разговорной манере, можно шумно вдыхать и выдыхать. Сделайте вид, что так и задумано, что это эмоциональное исполнение. Слушатели не знают, как песня должна исполняться в точности. А даже если это известный хит, вы имеете право петь, как хотите - это авторский вариант, кавер, индивидуальная манера - что угодно. Постепенно вы успокоитесь и войдете в ритм.

13. Если вы забыли слова - сочините слоги или пойте на "Ммммм", "Хэээээй", "Ооооу" и так далее.

Петь невнятные слоги и сочинять всякую ерунду можно. Обычно люди этого очень боятся, но тут нет ничего страшного. Это не так заметно, как вам кажется, особенно, если вы поете на иностранном языке.
Сделайте упражнение - потренируйтесь дома разговаривать и петь на выдуманном языке, у артистов театра даже есть такое упражнение. Потом попробуйте в строчке невзначай "зажевать" слово или фразу, чтобы было невнятно, но похоже на обычный текст. После этого вам психологически станет проще.

14. Не смотрите в зал, если вас это пугает.

Вам необязательно все время смотреть в зал на людей. Вы можете петь большую часть времени с закрытыми глазами или поглядывать на микрофон. Сделайте вид, что вы глубоко ушли в песню и поглощены музыкой, а в зал бросайте взгляды иногда. Еще можно смотреть на музыкантов, если они есть - это отвлекает, они вас подбодрят, и создастся впечатление, что вы работаете в тандеме - это тоже выглядит профессионально.

15. Перед сложными высокими нотами постарайтесь себя сознательно сдержать и спеть их в полтора-два раза тише, но сохранив при этом позицию звука.

Обычно на таких нотах люди волнуются и на эмоциях орут изо всех сил. Поэтому ноты срываются - человек форсировал голос. Если спеть тише, то вероятность срыва минимальна. Не бойтесь, что вам не хватит громкости, и нота прозвучит тускло! Если вы сохраните позицию звука, верхушка прозвучит красиво.
Записывайте себя на репетициях на диктофон. На записи вы услышите много того, что во время пения не слышно.
Про высокие ноты у меня есть отдельная подробная статья: Как петь высокие ноты?

16. Если нота все-таки сорвалась - не обращайте внимания.

Скорее всего, зрители не поняли, а если поняли - через 5 секунд забудут. Продолжайте как ни в чем ни бывало, закончите песню с эмоциями, искренне - и вы оставите отличное впечатление.

17. Попробуйте обыграть песню театрально, если она это позволяет.

Взмахивайте руками, жестикулируйте, делайте большие глаза, приседайте, наклоняйтесь на выразительных местах. Используйте реквизит. Зрители любят шоу. Если даже вы споете технически очень плохо, но будете веселы и развлечете людей - они вас полюбят и проводят аплодисментами.
Этот способ также подходит, если у вас нет слуха, а нужно выступить - например, на корпоративе. Возьмите максимально разговорную песню и артистически ее обыграйте. Это может быть песня из мультика или творчество современных комиков.

18. Позовите на выступление друга и пойте, глядя на него.

Позовите друга или целую компанию друзей. Рассадите их по залу и смотрите на них по очереди:) Это успокаивает и поддерживает.

19. Если вы поете, а люди не реагируют или реагируют слабо - не расстраивайтесь. Бывает "холодная публика".

Даже профессиональные артисты говорят, что на "холодную публику" выступать сложнее. Это не ваша вина и не вина публики. Иногда в зале собираются люди, которые напряжены или устали, и не могут заставить себя реагировать на артиста. Иногда люди приходят поесть и пообщаться, им не до сцены. Иногда обстановка в обществе напряженная, и это отражается на настроении слушателей. Иногда просто ударили холода, выпал снег, и на концерт пришло мало людей, которые реагируют вяло из-за плохой погоды и скачков атмосферного давления. Ничего страшного в этом нет, это просто человеческий фактор.
Сосредоточьтесь на песне, на том, чтобы красиво все сделать ради себя, ради тренировки своих навыков. Это пойдет в копилку опыта, а опыт гораздо ценнее, чем единичный яркий успех.

20. Выпейте успокоительное, в конце концов.

Можно начать пить легкое успокоительное за несколько дней до выступления, если у вас нет противопоказаний. Это может помочь не накручивать себя понапрасну.
Некоторые люди пытаются расслабиться с помощью алкоголя. С психологической точки зрения это часто работает, но алкоголь обладает миорелаксирующим действием, и если не угадать с количеством, то голос может перестать вас слушаться. Голосовые связки - это маленькие складочки из мышечных волокон, да и вообще в голосообразовании участвует много мышц - язык, мягкое нёбо, мышцы гортани. Поэтому голос может начать плыть, а верхние ноты рискуют сорваться. Я бы посоветовала учитывать этот риск.
Ну вот и все. Вы готовы!

Выход на сцену - это челлендж, это круто, многие люди этого не могут, а вы делаете. Вы должны собой гордиться. В первые разы могут быть какие-то шероховатости, даже если вы хорошо подготовились. Это нормально, нужно относиться к этому спокойно.
Самое ценное, что вы получаете - это навыки, опыт, воля, самообладание, личностный рост, воспитание характера, укрепление самооценки реальными достижениями. Буквально через несколько выступлений вы освоитесь, набьете руку и станете гораздо увереннее.