Первая причина зажима гортани - недостаточная вокальная опораГолосовые складки сами по себе не могут издавать сильный звук. Они очень маленькие. У женщин их длина примерно от 1,1 до 1,8 см, у мужчин - от 1,8 до 2,5 см.
Когда выходящий из легких воздух давит на голосовые складки, они начинают вибрировать со скоростью 200-250 раз в секунду у женщин и 100-150 раз в секунду у мужчин. Рождается звук, а дальше он усиливается и обогащается с помощью комплекса резонаторов, и получается то финальное звучание, которое мы слышим.
Воздушная струя, которая давит на складки, должна иметь достаточную мощность, а также быть стабильной. Только тогда голос станет управляемым и приобретет объем, полнозвучность, динамику.
Чтобы эта мощность и стабильность появились, нужно подключить мышцы корпуса - живот, бока и спину.
Как?
Так же, как эти мышцы работают при крике. Попробуйте удобно сесть, расслабить живот и громко позвать человека, как будто он находится в другой комнате и вас не слышит: "Вааань!"
Мышцы должны выходить вперед, наружу, как будто вы их натягиваете во все стороны. Это может ощущаться как натяжение, раздувание, мягкий толчок.
Возможно, вы почувствуете движение живота, но не почувствуете ничего в боках и спине. Это нормально, потому что в брюшной стенке у нас более крупные мышцы, и мы лучше их ощущаем, а межреберные мышцы гораздо мельче и слабее.
Если вы будете заниматься пением, то нужно обязательно развивать опору на все мышцы - живот, бока и спину.
Запомните два условия:
- Мышцы должны выходить вперед, наружу.
- Мышцы должны двигаться спокойно, как бы натягиваться!
Важно - постарайтесь расслабить самый низ живота, а не то место, где находится желудок. Когда вы кричите, смеетесь, кашляете или стонете, вы чувствуете мышечные колебания, толчки внизу живота, под пупком. Попробуйте расслабить это место.
Живот во время пения нельзя поджимать "в себя", и нельзя давить на него слишком жестко.
Это очень частая ошибка - даже зная про вокальную опору, люди годами пользуются ей неправильно, давя в живот с таким чувством, будто в одиночку двигают рояль, у них вот-вот лопнут все жилы. При этом мышцы уходят в сильный зажим, вы берете верхние ноты с огромными энергозатратами, голос устает, а вы выдыхаетесь и не можете достичь свободы в звуке. Эту ошибку порой делают даже профессиональные певцы.
В мышцы нужно давить сильно, но мягко, как будто вы стонете.
Это одинаково важно. И сильно. И мягко.
Вот тогда звук приобретет объем и мощь, и ваше горло расслабится само собой. Ему просто не нужно будет напрягаться, потому что звук и так сильный, и выходит из вашего тела легко.
Еще у вас будут работать мышцы спины и боков, которые тоже совершают движения наружу. Поначалу эти движения будут слабые, или вообще будут отсутствовать, потому что эти мышцы мельче и часто намного слабее, чем мышцы живота. Но это тоже важная часть вокальной опоры, и ее нужно развивать, когда вы начнете заниматься.
В дальнейшем для опоры нужно будет пользоваться спиной не меньше, чем животом.
На верхних звуках удобно больше подключать спину, а на нижних - живот, это дает наиболее естественную и комфортную поддержку звука.