Зажимы сильно портят звук. Сейчас о них говорят так много, что кажется, будто это какая-то рекламная уловка. Об этом и правда часто кричат те, кто не может предложить ученикам ничего, кроме практик расслабления. Но в разговорах о зажимах правдивая основа.
Очень важно понимать, что зажимы - это следствие того, что при пении не работают те места, которые должны работать.
Из-за этого люди напрягают все, что только можно, чтобы извлечь и удержать звук.
Нельзя просто "снять зажимы" в отрыве от правильной техники.
Представьте, что в тренажерном зале новичок берет тяжелую штангу и пытается поднять ее, тужась и напрягая все тело, и у него вылезают глаза из орбит. Такому человеку нужно брать маленький вес, знать, как правильно расположить тело, откуда должно идти усилие, учиться работать нужными мышцами изолированно, не сжимаясь в один нервный комок.
Примерно так же и в пении - нужно почувствовать, какие места должны работать, и учиться управлять изолированно этими местами, не зажимая ничего лишнего.
Разберем детально, что именно зажимается, как это влияет, и что с этим делать.
Итак.
Зажимы бывают двух видов - психологические и физические.
Психологические зажимы - это разного рода блоки, скованность, стеснение и страхи, которые мешают вам и тело расслабить, и эмоционально быть свободным.
Психологическим зажимам я посвятила
отдельную статью с разбором основных причин.
А сейчас - о физических зажимах.
Прежде всего, нужно понимать, что зажиматься у нас может что? Мышцы, мышечная ткань.
То есть, зажимы бывают везде, где в пении участвуют мышцы.
Это:
- Мышцы корпуса - живот, бока, спина.
- Мышцы ног и ягодиц - они находят близко к животу, к певческой опоре, и зажим между животом и бедрами передается туда-обратно. Просто потому, что они находятся близко.
Также зажимы ног мешают хорошо владеть ритмом, делать красивые движения при пении, и мешают телу подстраиваться под особенно эмоциональные места в песнях. Например, когда вам хочется отклониться назад на кульминации, или шагнуть вперед.
- Зажимы в грудной клетке и между лопатками, зажимы плечевого пояса.
Грудная клетка должна спокойно опускаться вниз и внутрь на выдохе. Ведь мы поем на выдохе! А когда грудь напряжена - это мешает плавно и равномерно выходить воздуху. А ведь звук возникает из воздуха! Когда под давлением воздушной струи колеблются голосовые складки. А также напряжение в груди передается на гортань, в которой непосредственно находятся голосовые складки.
- Зажатая шея спереди и сзади - зажим механически передается на гортань.
- Мышцы челюсти.
- Губы и мышцы лица.
В первую очередь, нужно избавляться от зажимов в животе, шее и челюсти - напряжение в этих местах влияет на звук сильнее всего.
Когда вы научитесь расслаблять эти места, то постепенно начнете чувствовать и другие мелкие зажимы, которые сможете убрать уже самостоятельно, владея базой.