Вокальная свобода - прощаемся с психологическими зажимами голоса

Какие бывают психологические зажимы и блоки в вокале, и как их убрать?

Вокальное мастерство

Вокальное мастерство – это не только умение контролировать свой голос и владение приемами. Это и психоэмоциональные навыки певца, которые влияют на качество звука, скорость освоения техники, выразительность исполнения, красоту движений. Многие люди испытывают сложности с этими навыками и с проявлением себя в пении. В этом случае мы говорим о психологических ограничениях или психологических зажимах. Иногда люди чувствуют небольшую скованность, а иногда - сильную зажатость и напряжение, когда не получается спеть даже несколько нот. Таким образом, психологические зажимы часто становятся препятствием в раскрытии вокального потенциала. Я расскажу, какие бывают зажимы, и как можно с ними разобраться.

Психологические зажимы - откуда они берутся?

Зажимы могут возникать по разным причинам. Они могут быть связаны с формированием личности и жизненным опытом человека, на их появление могут влиять стиль воспитания, культурный контекст, психологические привычки, значимые отношения, а также различные события, оставившие свой след.

Некоторые люди отмечают, что находились в среде с определёнными ограничениями, где было меньше возможностей для свободного самовыражения. Фразы вроде "Не шуми", "Не выделяйся" или критика способностей иногда создают внутренние барьеры, которые затем отражаются на пении и выражении эмоций. У кого-то были сложные отношения, повлиявшие на их открытость. Жизненный опыт может по-разному сказываться на вокальном развитии.

Интересно отметить, как свободно и звонко общаются дети во время игр. Их голоса часто яркие и громкие, хотя физически детский голосовой аппарат менее развит, чем у взрослых. У детей обычно меньше социальных ограничений и психологических защит, что может способствовать более свободному звучанию голоса.

Культурная среда также может играть роль. В некоторых обществах пение и танцы не являются частью повседневной жизни. Это может приводить к тому, что людям непривычно петь, активно двигаться или ярко выражать эмоции. Ограниченное представление о своих голосовых возможностях и недостаток практики могут вызывать определенную скованность. В культурах, где музыка и танцы более распространены в быту, люди часто поют более свободно, даже без специального обучения.
Кроме этого, бывают и другие причины. Опишу варианты, которые встречаются в моей практике.
Недостаток уверенности - низкая самооценка и сомнения в своих вокальных способностях могут приводить к внутреннему напряжению.

Прошлый негативный опыт - грубая критика и неприятный опыт на сцене или на занятиях могут оставить след, вызывая беспокойство и страх перед пением.

Перфекционизм и слишком высокая планка притязаний - стремление к идеальному исполнению может вызвать стресс и давление, что мешает расслабленному и естественному пению. Часто перфекционизм приводит к форсированию звука и к зажимам гортани. Завышенная планка притязаний дает большой разрыв между имеющимся и желаемым уровнем и приводит к напряжению и фрустрации.

Недостаточная подготовка или обучение - отсутствие технической подготовки или понимания основ пения может вызывать неуверенность и робость.

Личные психологические проблемы - тревожность, стресс, депрессия, зависимая самооценка и другие эмоциональные трудности часто отражаются на пении, потому что психоэмоциональное состояние влияет на звукообразование.

Физические зажимы и напряжение - физическое напряжение и скованность могут усиливать психологические зажимы, поскольку тело и психика связаны. Обычно люди с психологическими зажимами на занятиях вокалом находят у себя и физические зажимы в различных местах тела.

Давление со стороны других людей - давление со стороны близких или учителей, связанное с достижением успеха в пении, также может приводить к напряжению и психологическим зажимам.

Сравнение себя с другими - сравнение своих вокальных навыков с другими певцами может вызывать чувство неполноценности и неудовлетворения.

Боязнь выглядеть глупо - стремление всегда быть на высоте и опасение выглядеть смешно или глупо могут приводить к скованности в мимике и артикуляции, без которых трудно достигнуть хорошего звучания. Также это препятствует выразительности исполнения.

Индивидуальный дискомфорт - некоторые люди стесняются широко открывать рот из-за особенностей прикуса. Для женщин может быть психологически болезненна область живота после кесарева сечения (живот активно работает в пении). Бывают и другие частные случаи, которые вызывают у человека неудобство.
Обычно у зажимов есть два компонента
Во-первых, различные психологические ограничения

Психологические ограничения не дают пользоваться в пении полной эмоциональной палитрой, быть артистичным, мешают осваивать техническую базу.

Во-вторых, слабый контакт с голосом и телом, незнание своих возможностей

Слабый контакт с голосом и непонимание того, как он может себя вести, держит в напряжении, поскольку большинство людей пользуются очень маленькой частью своих голосовых возможностей. Когда вы не знаете, какие звуки и каким образом способны издавать, вас нервирует узкая вокальная дорожка, с которой вы боитесь упасть.

Слабый контакт с телом делает вас физически скованным, а это не позволяет правильно работать вокальному аппарату. При правильной работе вокального аппарата тело, голова, лицо, мышцы должны двигаться, подстраиваться под звук, помогать звукоизвлечению. Если этого не происходит, звук получается напряженный, неудобный и некрасивый. Вы слышите некрасивый звук и еще больше зажимаетесь.

Однако, это поправимо!
Мой совет – подходите к работе над зажимами с двух разных направлений
С одной стороны, постепенно разбирайтесь с психологическими ограничениями.

С другой стороны, пробуйте разные практики, связанные с голосом и телом, чтобы лучше их чувствовать и лучше ими управлять, раскрепощаться.

Тело и психика тесно связаны, и работа с двух сторон максимально эффективна и дает большой эффект.

Практические рекомендации

ВСЕ ССЫЛКИ В РЕКОМЕНДАЦИЯХ ВЕДУТ НА YOUTUBE

1. Выполняйте театральные упражнения для голоса - читайте выразительно небольшие истории или анекдоты

Возьмите тексты, которые вам интересны. Можно начать с юмористических. Добавляйте жесты. Элементы театрального искусства, такие как произнесение монологов или диалогов, помогают раскрепоститься и развить выразительность и эмоциональность интонации, а это даст вам больше свободы в песнях. Также полезно читать вслух тексты песен, которые вы поете, вживаясь в роль. Вживаться - это значит постараться почувствовать ситуацию и эмоции героя, найти отголоски со своим жизненным опытом или вообразить недостающий опыт, и попробовать читать текст от души, темпераментно и более эмоционально, чем вы привыкли. Читайте тексты до тех пор, пока не почувствуете себя в них органично.

2. Пойте с хлопками и перкуссией тела

Пение с хлопками, притопываниями и перкуссией тела поможет улучшить чувство ритма и темпа. Чем лучше ваше чувство ритма, тем больше у вас свободы в пении - вы начнете уверенно себя чувствовать и в медленных песнях, и в быстрых, и в песнях со сложным ломаным ритмом. К тому же, хлопки и легкая подтанцовка освобождают тело от физических зажимов, которые негативно влияют на звук.

Пример перкуссии тела: InRhythm Body Percussion Routine 3

Вы можете найти больше видео по запросу “body percussion”. Не обязательно делать такие упражнения, можно просто посмотреть варианты хлопков и использовать их, когда поете свои песни.

3. Регулярно практикуйтесь и экспериментируйте со звуками

Частая практика дает привычку к своему голосу и понимание своего диапазона возможностей. Хороши даже 30-секундные тренировки, когда вы пробуете голос на нескольких звуках или фразах. Пробуйте не только петь или повторять упражнения с занятий, но и копировать разные звуки - птичку, кошку, собаку, дрель соседа, а еще поплакать, постонать, порычать, демонически посмеяться и тому подобное. Можно копировать голоса из мультиков. Это даст лучшее понимание голоса, сделает ваш вокальный аппарат (гортань, и не только) более подвижным, и вам будет проще освоить вокальные приемы, потому что многие из них по механике звукоизвлечения близки к природным звукам. Многие приемы возникли на основе так называемых внеречевых способов коммуникации. Например, йодль похож на плач, микст - на визг, а расщепление (дисторшн) - на рычание или хрипение.

4. Записывайте свое пение

Прослушивайте записи своего пения, анализируя, что вам нравится и что хотелось бы улучшить. Вы будете слышать нюансы, которые не замечаете, когда увлечены исполнением. Вы поймете, какие у вас удачные места и области для роста. К тому же, вы привыкните к тому, как звучит голос вне вашей головы. Слушание и анализ своего голоса помогает понять свои вокальные особенности и уменьшить страх критики.

5. Попробуйте импровизацию и свободное пение

Практика импровизации помогает отвлечься от строгости техники, расслабиться и наслаждаться процессом. Подпевайте под знакомые песни, меняя кое-где мелодию по своему вкусу. Возьмите любимую песню или песню с простой мелодией и попробуйте изобразить бэк-вокал. Это может быть все, что угодно - отдельные ноты на “ааа”, “ууу”, вздохи, восклицания типа “Ееее”, “Хей!”, имитация ударных, хлопки, щелчки, ворчание, свист, повторение последнего слова в строчке и так далее - никаких рамок.

Пример коллективной импровизации, c 1:53: Great Teachers In Action – Vocal Improvisation Game

Можно находить подобные видео и подпевать под них.

6. Ходите петь в караоке

Вам нужна практика. Привыкайте к сцене и к тому, что вас слушают люди. Если вам страшно, выберите место попроще и приходите в ранние часы и в будние дни, когда никого нет. А может наоборот, вам будет проще затеряться в толпе в час-пик, когда песни звучат одна за другой, и никто не помнит, что было 10 минут назад. Возьмите самую легкую песню и спойте ее несколько раз в разных местах. Можно пойти вместе со знакомым и петь куски в песне по очереди. Вообще, в караоке нечего бояться - кто только туда не приходит! Многие люди даже не попадают в ноты. А половина людей переживают за свое исполнение еще больше вас, и им нет дела до других.
В своем Телеграм-канале я сообщаю о новых публикациях, дополняю материалы с сайта и отвечаю на ваши вопросы.

7. Смотрите видео, как поют и танцуют дети и взрослые в других странах - в Африке, Америке, Испании, Италии, Бразилии

Сейчас легко найти целые каналы, посвященные пению и танцам разных народов. Стоит поучиться у других культур радости и непринужденности в выражении себя!

Африканские дети поют и танцуют: Masaka Kids Africana Dancing Merry Christmas

Испанцы поют и танцуют на карантине во время ковида: ИСПАНЦЫ ПОЮТ ЦОЯ НА КАРАНТИНЕ

8. Делайте физические упражнения и разминки

Физические упражнения перед пением, мини-растяжка, простая танцевальная разминка помогают уменьшить напряжение в теле, что позволяет психологическим зажимам ослабнуть.

Танцевальная разминка: Быстрая разминка всего тела перед тренировкой

Наклон Джефферсона: Наклон Джефферсона

Потратив всего пару минут, вы уберете напряжение в плечевом поясе, шее и горле, и петь станет легче и комфортнее. Советую делать наклон без отягощения, очень-очень медленно и максимально расслабляя шею, чтобы она свободно болталась.

9. Сходите на урок театрального мастерства

Вы можете посетить групповое занятие или взять индивидуальный урок. Многие люди боятся и стесняются прийти в театральный кружок, но с хорошим преподавателем в театральной студии интересно и весело, и это эффективный способ раскрепощения.

10. Сравнивайте объективно

Возможно вы сравниваете себя с успешными профессиональными певцами. Но ведь они посвятили музыке лет 20 плотного труда, а то и больше. А сколько посвятили вы? Сравнивайте себя не только с хорошими образцами, но и с плохими - тогда у вас будет более реалистичная картина своих достижений. Также делайте записи и сравнивайте свой текущий уровень с прошлым. Если учите песню, то смотрите лайвы на нее, то есть, живые выступления певца. Порой в лайвах песнях звучит ниже, чем в студийной записи, не так идеально, а иногда даже артист ошибается на выступлении или у него срывается голос. Артисты тоже небезупречны.

Здесь на 2:14 Toni Braxton (очень известная американская певица) киксует, то есть, у нее срывается голос: Unbreak my Heart - Toni Braxton - Live

Здесь подборка того, как российские звезды поют без фонограммы. Многие недотягивают верхние ноты, а ведь это звезды! ЗВЕЗДЫ ПОЮТ БЕЗ ФОНОГРАММЫ ШОК

11. Попробуйте сделать музыку неотъемлемой частью жизни

Не упускайте повода попеть и потанцевать - в душе, на кухне, по вечерам, в гостях, найдите музыкальных друзей и музицируйте с ними, купите инструмент, поищите музыкальное сообщество или подружку для походов в караоке, сходите на музыкальную лекцию. Когда музыка становится частью жизни, зацикленность на своих вокальных проблемах ослабевает, и появляются новые возможности.

Удовольствие, энергия, движение

Также я советую своим ученикам после технической вокальной работы петь хотя бы немного для удовольствия, закрыв глаза на несовершенства. И обязательно поощрять себя за любое мелкое достижение. Позитивное подкрепление - это важнейшее психологическое условие для прогресса и роста мотивации. Еще вы можете попробовать приложения для медитации, чтобы расслабиться, позитивные аффирмации и мантры, чтобы настраивать сознание на более позитивную волну, а если всего этого не хватает, попробуйте проконсультироваться у психолога или коуча.

Убирать зажимы легче, когда у вас хороший уровень энергии. Может быть сложно разбираться с зажимами, если вы чувствуете себя неустойчиво, например, имеете трудности с работой, деньгами или здоровьем, а также если вы сильно устали.
В этом случае может быть продуктивнее сперва решить важные задачи, сделать свою жизнь стабильнее и отдохнуть - тогда процесс пойдет куда веселее.

Работайте мягко и постепенно, с помощью игровых сценариев и воображения, и вы сами не заметите, как ваши барьеры попросту растворятся. Избавление от зажимов - это не только упражнения, но и путешествие внутрь себя. Помните, что каждый шаг на этом пути добавляет вам сил и уверенности. Экспериментируйте и исследуйте свой голос. Любое движение в этом направлении - это вокальное пробуждение, дающее радость и энергию.

Другие мои статьи по теме

Здесь я написала о психологических зажимах с других или более узких точек зрения:
  1. Вокал и личность
  2. Вокал и имидж
  3. Мотивация в пении